На днях мы с Д. сидели в кофейне и, будучи двумя знатными графоманами, жаловались друг другу на фидбек. Фидбек, по нашему разумению, должен быть похож на Онотоле Вассермана: умен, объемен и с кучей мелочей. В большинстве же случаев фидбек больше смахивает на Кейт Мосс. Поэтому мы пришли к выводу, что необходимы решительные действия, которые приблизят существующий мировой фидбек к идеальному сферическому в вакууме. Here it is))
Обязуюсь прочесть и применять на деле, дабы уменьшить количество неудовлетворенных афтаров в мире
1. Пишите фидбек. Без фидбека любой автор, как бы он не изображал из себя гордого пИнгвина, творчески загибается, этому нас и история русской литературы учит. Это и есть главное правило бойцовского клуба)))
2. Фидбек должен быть объемным. Это если фидбек на фанфик. Если на оридж - объемным * 2.
3. Детали. Детали показывают, что вы действительно прочли текст, а не пробежали его глазами и пошли дальше пить кофе. Фраза "А почему в третьей строке снизу на 234 странице некромант Федя одет в зеленую робу?" - лучшая музыка для афтарских ушей.
4. Не пишите "Спасибо, получил огромное удовольствие" - афтар чхать хотел на ваше удовольствие, он не для этого сидел перед монитором всю ночь, периодически кидая тяжелые предметы во все стороны. Напишите так: "Дорогой афтар. Я кончил от описания такого-то персонажа на такой-то странице". Афтар поймет, что удовольствие вы получили, и ему самому будет приятно от того, что вы столь высоко оценили его персонажа.
5. Исходите из того, что каждый герой для его афтара - живой. Можно сказать, дескать, вот это засранец у вас получился, дорогой афтар. Нельзя говорить, что персонаж скучный/неживой/шаблонный/таких не бывает. Сами вы скучный и шаблонный.
6. Второе главное правило: фидбека на стилистику, язык автора - не больше 20%. Остальное - фидбек на образы, сюжет, идеи, фишечки и т.д. Если хочется похвалить язык автора - похвалите, но на примере конкретных фрагментов текста. Афтар и сам надеется на то, что он нормально пишет, не рассказывайте ему об этом.
7. Из этого правила вытекает следующее: афтар пишет не для того, чтобы получить текст и показать его всем. Он пишет для того, чтобы рассказать историю; обрисовать героев, которые ему интересны; текстуально выразить какую-нибудь придуманную фишечку; да хоть свои эротические мечты описать, в конце концов. Поэтому идеальный сферический читатель учует в тексте и похвалит именно то, ради чего афтар написал этот конкретный текст.
Если видно, что афтар рассказывает о персонажах - идеальный читатель расскажет, как ему понравились/не понравились герои/опишет свое видение персонажей/попросит рассказать о них еще/опишет, что именно и в каких позах он хотел бы сделать вот с этим героем, но не станет писать, дескать, вот это стиль у вас, дорогой афтар. Афтар в курсе, что у него стиль, vielen danke.
Если текст написан ради истории - идеальный читатель детально разберет всю историю, еще и предположит, какое продолжение она могла бы иметь.
Если ради фишечек - ну, вы поняли.
8. Вообще главная цель фидбэка - это to show some love. Афтару не хочется, чтобы его похвалили за факт написания текста, он же не "Анну Каренину" семь лет писал. Афтару хочется, чтобы читатель оценил его идеи, его мир (если это оридж), персонажей (как в фике, так и в оридже), штучки, которые он использует в тексте, детали сеттинга, ружья на стенах и прочие рояли в кустах. Поэтому - ну, вы поняли)) И еще - не важно, сколько килобайтов в этом конкретном тексте. Афтар мог накатать десять алок за один вечер, а мог зарисовку на абзац писать целую ночь. И в обоих случаях фидбека ему хочется в равной степени))